Сегодня можно говорить о том, что в Беларуси появилось много молодых драматургов, которые пишут так называемую новую драму, ездят с нею на семинары и конкурсы в другие страны, получают там престижные премии. К сожалению, эти их пьесы редко попадают в репертуар отечественных государственных театров (исключение ― Республиканский театр белорусской драматургии).

На фестивале русской драматургии в Эстонии молодые режиссеры представляли спектакли по пьесам Константина Стешика, Андрея Иванова, Максима Дасько, не зная, что это не русские, а белорусские авторы. Да, они пишут на русском языке и потому хорошо известны в России.

Почти все очень далеки от театра, не знают его изнутри, на премьеры не ходят. Пишут не прозу, а драматургию, нарушая все классические законы ее построения.

Их ставят редко по многим причинам. Эти пьесы для публики ― серьезная работа. Авторы вторгаются в маргинальные слои общества, а их герои часто люди на обочине. Текст пьес нарушает границы зоны привычного комфорта, использует ненормативную лексику. Можно заподозрить, что традиционных схем построения пьесы перечисленные авторы просто не знают. Они не являются коммерчески успешными драматургами, их произведения идут в небольших залах. Им важно выкрикнуть то, что наболело на душе, часто — в форме длинного монолога. Это очень далеко от привычного нашей публике психологического театра, где есть изменение героя, просветление, страдание. Глубинный смысл находят критики. Зритель часто плохо понимает происходящее.

Но свое надо показывать. Им можно гордиться, потому что именно белорусские авторы в таком солидном количестве предлагают современному театру новые формы. В какой-то мере они революционеры в современном искусстве. Фестиваль ― прекрасный повод посмотреть, послушать, разобраться в феномене новой драмы.

Можно сказать, что фестиваль отобрал для показа самые доступные произведения вышеназванных авторов. Праздник начнется, как и положено, с классики белорусской литературы. Это «Сымон-музыка» Якуба Коласа, привезенный Национальным Академическим театром из Витебска. Будет кассовая пьеса классика сегодняшнего дня Алексея Дударева «Не покидай меня». Спектакль приедет из Калуги. Все остальное ― наша новая драматургия из Беларуси, России, Украины, Грузии. О них подробнее.

Самым ярким считаю «Опиум» по пьесе Виталия Королева в постановке Александра Марченко. Глубокая современная драма, продуманная режиссура, отличная игра артистов столичных театров, интересная сценография. Там есть подкупающая правда жизни о незаметных героях нашего времени. Как жить, если многие благие поступки обречены на провал? Ответов и рецептов нет, придется думать.

Мне очень нравится пьеса Дмитрия Богославского «Тихий шорох уходящих шагов». Думаю, что это лучшее его произведение.

Интересно, как воспримут ее в постановке Киевского театра «Золотые ворота» и обласканного в Беларуси режиссера Стаса Жиркова. Он отметится на фестивале дважды. Независимый театральный проект белорусских исполнителей «Гэтамы» уже поездил по Европе. В основе его книга Андрея Горвата «Радзива «Прудок».

Что такое зонг-опера «Альпийская баллада» по повести Василия Быкова, не знает никто. И даже трудно представить, как может прозвучать такой жанр. Спектакль привезут из Вологды.

У спектакля «Это все она» Республиканского театра белорусской драматургии уже сложилась отличная репутация. Он идет в репертуаре несколько лет. Злободневен по теме и хорош по актерскому исполнению.

«Урожай» Павла Пряжко только недавно осуществил Купаловский театр, хотя пьесе много лет. Критик из Москвы Марина Давыдова выразилась очень точно: «Это подлинный гимн жизни одноклеточных. Ее, так сказать, апофеоз». Произведение это склонны считать современным театром абсурда, хотя у автора, на мой взгляд, была написана притча.

Очевидно, удивит зрителей Молодежный театр из Гомеля спектаклем «Летели качели». Вызовет споры минский спектакль по пьесе Юлии Чернявской «Сірожа». В Грузии поставили пьесу начинающей Алены Иванюшенко «Ты найдешь Алису под старым снегом». Завершит фестиваль премьера «Сиртаки» в исполнении хозяев фестиваля – бобруйчан.

Читайте также:

https://sputnik.by/culture/20191108/1043111642/O-chem-pishut-belorusskie-dramaturgi-i-pochemu-ikh-ne-stavyat-na-rodine.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here